ГДЗ решебник ответы по обществознанию 5 класс Королькова ответы

Для качественной подготовки к школьным урокам советуем смотреть данный онлайн решебник за 2016-2017-2018 года. В нем ты найдешь подробные решения к трудным заданиям и упражнениям. Следуя стандартам ФГОС, все ГДЗ подойдут для нынешних учебников и рабочих тетрадей. Бесплатная домашняя работа с готовыми ответами на вопросы облегчит жизнь ученику и поможет родителям для проверки сложных задач.
Чтобы читать разборы и решения, выбери номер задачи (№ раздела, страницы, главы):

Автор книги (часть 1 2 3): Королькова.

Страница: 6; 7-8; 11-12; 14; 16; 17; 18; 24-25; 27; 28; 30; 31; 32-33; 35; 39; 40; 43-44; 49; 50; 51; 55; 59; 59-61; 64-65; 65-70; 72; 74; 75; 77; 77-78; 87; 92; 93-94; 95; 96; 98; 104-107; 109; 110; 114; 116-117; 119; 121; 123-126; 128; 129-130; 132; 135; 137; 139-141; 142; 147; 148; 148-149; 153-154; 154; 155; 160-161; 164; 167-169; 170; 172-173; 173; 179-180; 181-182; 191-192; 198; 200; 201; 202; 207-209; 212; 213-215; 216; 217.

Текст из решебника:
«Человек - существо живое» Вопрос ( стр. 6) сумевших преодолеть себя, несмотря на заболевания, уменьшающие их шансы на удачное будущее. Б. Увелнчение мозга в объеме, разделение его на два полушария, одно из которых стало отвечать за чувства, а другое за логику, появление мозжечка поэволнло людям совершать изобретения. Необходимость думать и трудиться привела к тому, что человек выпрямился, у него появилось объёмное и цветное зрение. Это приводнт к освоению морей и океанов, безбрежных просторов Земли и космоса. 4. к~~тл oprE яс б :~ 1яь. че :tje ч п ди ючено в 5. Пер ы , ел иРгал пр та бой грубо обточенный камень с одной стороны. Эти орудия труда эаменилн человеку и копи, и клыки. Они стали первымн приспособлениями, которые облегчили жизнъ тул, окно, обей. Предметы людей. 6. Отличия труда человека от труда животных: постановка цели своих действий, способность мысленно представлять образ необходимого предмета, изготовление одного орудия труда с помощью другого. Причины этих оглнчий в изменении мозга. «Важный элемент культуры>> Вспомните (стр. 39) Отличия труда человека от труда животных: постановка цели своих действий, способн~~~дс а аз~ео х днм(sр ~~ета, шо е не одного орудиятр а п 1ю ь д . Q Q Вопросы . ) О Культура - всё, что создано человеком. Речевой общение, развиваясь на основе трудовой деятельности, является важнейшим достижением, которое позволяет использовать общечеловеческий опьп. Вопросы140) Знания е в с Р. т .у тя, с в т рь контакты :;::;; а[email protected]я~е~"б~ у друга умения говорить. «Язык» животных беспредметен, а в речи человека каждое слово обозначает какоето явление нли предмет, служит его знаком. Слово - результат деятельности нашего мозга. Для того чтобы создать слово, приходилось находить самый главный признак предмета нли явления и по этому признаку обозначать его. Знания расширяются и углубляются, совершаются открьпня, более тесными становятся контакты населения разных стран. и люди заимствуют друг у друга культуру и, разумеется, слова. Речь не только наша визитная карточка, но и способ развития человека. 2. А. Учитель рассказал о законах Ньютона (обмен информацией с помощью слов). Учитель показал, как накладывать повязку (обмен информацией с помощью жестов). Б. При любом общении любой слушающий будет не только понимать, о чём ндёг речь, но и живо рисовать в своём воображение всё, о чем говорится. Например, I) друг рассказал о новом фнльме (мы можем захотеть посмотретъ его илн нет); 2) товарищ, молча, призывно помахал рукой (мы понимаем, что нужно подойти); 3) человек услышал крик о помощи ( он обязательно прибежит и попросит объяснить происходящее). В. Бабушка рассказала о судьбе родственников в годы Великой Отечественной войны (обмен информацией, передача памяти от поколения к поколению). Особенности (<ЯЗЫКа» жнвотных Особенности речи человека Сигналы, каждый из которых и.меет своё I Речь чспоеека состоит из слов. Каждое значение и понятен сородичам. Сигналы слово обозначает какое-то явление или могут нести информацию об опасности, о предмет, служит его знаком. наличии в то,~, нли ином месте пищи. Пошнюi~'"~ ль играют з вli ення щ ю 1е о том, что 1р х II ны I . юr1н п. Т ОК/1,\1 О аз , 1, кязык» Ж/l IНЫХ беспредметен. И еще: «язык» животных - это язык врожденный, а не придуманный Общее в речи человека и «языке» Различия в речи человека и «языке» Впечатления, ощущения и представления I В отличие от животных наша речь от окружающей внешней среды состоит 113 слов. «Яэык» животных беспредметен, а в речи человека каждое слово обозначает какое-то явление или предмет, служит его знаком. Б. В отличие от животных наша речь состоит из слов. Слово - это великое достижение культуры, результат мыслительной деятельности человека. 4. Чем более развит народ, тем больше словарный запас у его представителей. Чем выше уровень образования и воспитанности человека, тем больше его словарный запас. Язык является главным инструментом познания и освоения внешнего мира, т.е. создания культуры. 5. Речь - внэитная карточка человека. Я согласен(-на) с высказыванием Дж. Свифта. По речи можно определить и уровень образования, и уровень воспитанности, и ннгересы человека, и круг людей, с когорымн он общается, и многое другое. Например, проанализнруем три высказывания: «Седня жарко, вот черт», 1d< моему крайнему неудовольствию, погода довольно жаркая, так высоко температура не поднималась с июля 2005 года», «Воистину летняя жара! Как писал Некрасов: «Жар такой, что на песке горят следы». Мы видим, что первое, вероятно, принадлежит подростку или необразованному человеку, о чем свидетельствует .v. аз ор~~ ики. Речь :~ 11 н ед ать вывод, а Wи з вает свое ~1~ч~~-;;~.ю~ччwн1.~ 0 ен . Вопросы ( . 49) !. В мс Э, О'~И л tБ'/'\и ~ив~7"'?'' тв II кому-либо ют оу>х&гь в. вс~а в. т ПОJ1ут. т вльствиеот Cfu\.f""-J >"""'--"" с ж ркающую фотографию дочери американского мнллнардера в вечернем платье с умопомрачительной прической, мехами и перьями, шёлком и жемчугом. И это все решает. Утро другого дня застает Эллочку в парикмахерской. Затем была куплена собачья шкура, изображавшая выхухоль. Не спросив мужа, Эшючка взяла деньm из обеденных сумм. 2. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью словами в общении. Двести рублей, которые ежемесячно получал её муж, для Эшючкн были ос·~ ~ 3. Э очка a_g тр лшr;т ь~ё л !~, говор, о низком уровеуь r. U U 4. На ~ 8 э ~ ь у н . ма могла слыть таковой среди слоя необразованных людей. Потому что даже негр из людоедского племени 1<11умбо-Юм60» знает 300 слов. 5. Большой словарный запас помогает лучше и чёгче формулировать свои мысли и доносить их до собеседника. 30 слов не хватит, потому что в современном мире, по подсчету лингвистов, самыми употребительными являются примерно 2000-2500 слов. Эллочка, обходясь тридцатью словамн, могла выразить практически любую Вопросы ( стр. 7-8) 1. ~~:~:i:5':~zr",~eлo:~:a ~оскольку ;~;::: ~;~~-~о~я·о~,я ьш er стареет 2. Понимание родственной связи с растительным и животным миром помогает осознать необходимость помочь всему живому на Земле. Вопросы ( стр. 51) 1. И.А. Бунин писал, что слово несет жизнь в истории человечества. 2. Речь лишь подстраивается под изменения в обществе, что приводит к ее развитию и совершенствованию. Слова не исчезают так просто, а только лншъ переходят в па ''!""~ , асс~~·~ ~ ~ 3. Я г~аt'е (rJI, м мfiЪjн er. . но е е ч,Щ р ч т наплыва ино ь с . с aiblт 6 а с~, н о о~ю с рическую уни 4. Грубость, жаргон, иностранные слова и словесные штампы - это далеко не полный перечень угроз нашей речи. Беречь речь - это значит не только стараться правильно говорить, но и постоянно пополнять словарный запас. Вопросы и задания (стр~59- !. вокре -~о о: ' о ~~w~~~:::0:~ пов , We ~р~111а~~~~раз r.шра, который воспринимает ребёнок. И от того, что он видит в первые дни, недели и месяцы своей жизни, зависит то, как он будет вести себя в окружающем мире. 2. Культура - это всё, что создано человека. В параграфе говорнгся о гакнх разновидностях культуры, как умение писать, читать, танцевать, петь, сочинять музыку или стихи, ваять скульптуры, писать картины. .J. А. В отличие от животных, обитающих исключнтельно в природной среде, человек с самого рождения оказывается сразу в двух мнрах. Например, маленького человека окружают, с одной стороны, стены родного дома, погремушки, гёплое бельё, соска, кроватка, мамина речь, звуки радио или телевизора, а также, с другой стороны, деревья, звёзды, rrгицы, травы. Мир человека отличается от мира животных из-за способности человека к мышлению. Б. Развитие культуры не может остановиться потому, что человеческую мысль невозможно остановить и человек непрестанно стремится к совершенству. Так, от древней палки-копалки и каменного топора человечество дошло до книг, поведения и оценки деятельности окружающих. 5. Все умения человек приобретает только в коллекгнве, т.к. культурные достижения не передаются на генетическом уровне. Не только дети, оказавшиеся вне человеческого общества, не становятся людьмн, но и взрослые через какое-то время престают ими быть. 6. Человечество создает r.шр, в котором мы жнвём, и от того, каким его видят дети, зависит то, какой мнр они будуг вторить для последующих поколений, для своих детей. 7. Из присугствующих на экскурсии никто не вел себя в соответствии с культурой современного общества. Максим - сунул за шиворот Юре фантик и тыкал в спину Иры концом шариковой ручки, Юра - ударил ногой, Ира - ударила Максима по руке и громко закричала. В соответствии с культурными нормами, поведение 800i0;'.(~. 64-6:) eд;tSx ~"rf ~й и ~т н/Юi·, зн ч овека, для его I яaifu к однп. 1-.1t.9та1. U 3. По ше по .С. а~·· , ит at J;) р прозаики великой русской литературы, жить там, где жилн великие критики и философы, посещать квартиры-музеи - эначнт обогащаться духовно. На мой взгляд, духовно обогащаться - это реализовывать идеалы, не ограничиваясь удовлетворением телесных потребностей в своей жизнедеятельности. Я соrласен(-на) с мнением Д.С. Лихачева, т.к. человек, воспитываясь в культурной среде, сложившейся на протяжении многих веков, учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. Обогащаться духовно можно и через приобщение к релнгиоэным традициям или через занятия спортом. 4. Ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого, в которые вложены талант и любовь поколений, входя в человека, становясь мерилом прекрасного. Он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. И тогда, пропшое и будущее становятся неразрывнымн для него. Любящий свою родину человеку не может не испытывать нравственной ответственности перед людьми будущего, чьи духовные запросы будуr всё множиться и возрастать. 5. Живой человек может быть убит нравственно, если будут навечно разрушаться и искажаться памятннки культуры. Я согласен(-на) с мнением автора, потому что п~~ е ~чел[email protected]оо- очетаннн, оа r~ест оеро. 6. ~~в з odh, . е, . IJ:; п '(J се , .а. т купьтуры 7. Задача сохранения культурной среды. Что значит духовного обогащаться. Нравственная смерть. Различие между экологией природы и экологией культуры. 8. Пугь становления человека длился многие тысячелетия. Шаг за шагом в ходе эвоmоции он развивал культуру, а культура развивала его. Культура - это то, 'ПО отличает человека от всех живых существ. Если люди, как и многие животные, ведуr общественный образ жизни, то созидание свойственно только людям. Человек, создавая культуру преобразует Землю и самого себя. То, 'ПО нас сегодня окружает, создавалось всем человеческнм сообществом на прогяженин тысячелетий. Культуру можно представить как лестницу, ведущую человечество к лучшей жнзни. Каждое новое поколение поднимается выше на одну ступеньку, созданную совместными усилиями людей, живущих и людей ушедших. Однако, если предшествующая ступенька сгниет или кто-то сломает её, то людям, пришедшим в мир, вместо того чтобы подняться на ступеньку вверх, придётся спуститься на две ступеньки вниз, почнннтъ сломанную и лишь потом продолжнтъ Воп1ро~ы: за:а~вв;0к :лаве 1 стрm;:~ ~льк Поэ I Ji р ег м~Jуп б ,и о я пне :м в ач н ( лыв )) { - 'а=r~шать. в современном мире, культура - это всё то, что создано человеком. Предметы культуры: стол, стул, окно, кроссовки, тетрадь. 2. А. Человек, когда он выделился из природы, бьш еще слаб и не мог в одиночку выжить в природе. Мозг его стая больше по объемам, в его строении отмечалось уменьшение затылочной доли и увеличение лобной, височной и теменной долн, внутри черепа образовались центры речи, появнлнсь ассоциативные поля. Кисть руки человека умелого была способна сильно зажимать предметы и удерживать их в нужном положении, что позвошшо человеку создать культуру. Б. Человек, преодолевая трудности, сам постоянно совершенствовался. Сегодня он осваивает моря и океаны, безбрежные просторы Земли. Люди осуществили свою многовековую мечту - поднялись высоко в небо, вырвавшнсъ за пределы Земли, начали осваивать космос. В современном обществе можно выделнтъ множество проблем, но наиболее очевидная и первоочередная по отношению к другим - это равнодушие к жизни. К названной проблеме приводит слабое духовное развитие . Человек обладает безграничными способностями, но ограннченнымн возможностями, что не дает ему абсолютного права гордиться собой. В. Мир природы создан непосредственно природой и неосознанно, а мир культуры создан человеком и выполняет определенные функции. Человек живет в мире природы и в мире культуры. Жизнь в первом и во втором мире подчиняется разным законам, в следствие того, что природа существует независимо от сознания людей, а человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя, создателя культуры. ., . А. Среди вещей, созданных человеком, наибольшую опасность несет ядерное оружие, разрушающее сооружения, технику и наносящее непоправимый вред здоровью и психике человека. Его можно назвать ценностью анmкультуры. Б. На мой взгляд, не стоит отказываться от новых изобретений, если их можно использовать во вред человечеству, т.к. любые достижения открывают новые возможности не только в данной отрасли науки, но и в смежных ей. Все дело сводится к тому, что новые открытия и изобретения не «внноваты» в том, что они могут принести вред человеку. Важно добиться твердого всеобщего согласованного отказа от ядерного оружия и предотвращения его попадания в опасные руки. В. Человек, создавая культуру преобразует Землю и самого себя. То, что нас сегодня окружает, создавалось всем человеческим сообществом на протяжении тысячелетий. Культуру можно представить как лестницу, ведущую человечество к лучшей жизни. Каждое новое поколение поднимается выше на одну ступеньку, созданную совместными уснлнямн людей, живущих и людей ушедших. Однако, есл~п е шествую~туценька i;IШи - о ма е·· о людям, пр вми, есо о п нят я а нь вер,придётся спус т }!l's::.: т ~о I ело га ~ь о родолжить восх ~ м б IO~ ьт а О ч е•е ва каждому отдельному человеку. Поколения людей, некогда живших и ушедших в небытие, создали этот мир и подарили нам, чтобы мы, сделав его ещё более прекрасным, могли подарить своим детям. А новые поколения подарят его своим .. И так из рода в род: поколение живущее - поколению грядущему. 4. А. Биосоциальное, т.е. не только живое, но ещё и общественное. К биосоциальным можно отнести муравьев, ос, пчел, гермнгов, шмелей и некоторых других общественных животных. Для них характерно не просто создание сообществ, но и разделение функций, обмен информацни и пищи. Б. В человеке есть природное (человек обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами, он обладает возможностью приспосабливаться к различным условиям существования) и общественное (способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность) начала. В. Человек - скульптор собственного образа жизни. Его деяния и степень трудолюбия определяют мировоззрение и полученные знания. 5. А. Человек подчиняется тем же законам, что и вся остальная: живая природа. От состояния природы зависит будущее человечества. Если плохо природе, если гибнут деревья, улетают птицы, покидают обжитые места животные, значит, угроза нависла и над человеком. Нужно учить мыслить экологично с раннего детства. Для этого родители должны не загрязнять окружающую среду и рационально использовать природные ресурсы. Тот образец взаимоотношений между людьми и природой, который ребенок получает от своей семьи, всегда будет влиять на его будущую жизнь. 6. Б. Все умения человек приобретает только в коллективе, т.к. культурные достижения не передаются на генетическом уровне. 7. Ребята пользовались следующими достижениями культуры: электричка, фанта, йогурт, буrерброды, конфеты. Первоначально ребят отправилнсь за сушняком для розжига костра. Ребята проявнлн равнодушие к миру природы. Их поведение на природе можно характеризовать, как безответственное, легкомысленное и непродуманное. Требования современной культуры соответствовало поведение Миши н Тани, т.к. они предложили собрать и сложить в рюкзаки бутъшкн из-под фанты, пустые банки, целлофановые пакеты и прочий мусор. При отсуrствии культуры свойственно замечать недостатки в поведении других людей, а не в своих собственных. Такое опюшение в первую очередь зависит от того, в какой обстановке воспитывался человек. 8. Главное назначение человека - служить другим. Поколения людей, некогда «Что такое общество» Обсуди,~~~~~~= Культура э с~ о с ч лf!'\ек ~I. ольк ~Он н о обенностей деятельно к ся зу~dн и ха eQ тел ти, -yJ не может быть без разума. 2. в нужном положении, чего не могли делать животные. Что объединяет человека с Отличия человека от других живых существ другими жнвыми делающие его слабее демонстрирующие его сушествамн превосходство жнвотнымн над Как и всё живое, человек I У человека нет копей. I Мозг человека больше по рождается, развивается, дышит, ест, пьёт, стареет и, увы, умирает. Кроме того, с ~:,::ll~жн:;н объединя еЪн с~ пище, , реагировать на внешние сигналы. способность к развитию. Клыки человека не такие ~бъемmI, в его строении мощные. Кроме того, отмечаетсяv уменьшение человек уступает животным затьшочнои доли и по ~]5~б= ~е=и::о:~:::~ ассоциативные поля. Кисть руки человека способна сильно зажимать предметы и удерживать их в нужном положении. .). А. 2357. Б. Понимание родственной связи с растительным и животным миром - необходимое условие сохранения жизни для будущих поколений, т.к. помогает осознать необходимость помочь всему живому на Земле. 4. I) Человек подчиняется тем же законам, что и вся остальная живая природа. 2) От состояния природы зависит будущее человечества . 3) Если плохо природе, если гибнут деревья, улетают птицы, покидают обжитые Воп!ро~~~~~~ых ~~л ыё ь енькие н ~::~~ п '~c:tr~nt~= шд -~ а ш.е учёные называют социальнымн группами. Социальные группы - это объединения людей, имеющие общий, значимый для общества признак. Социальный признак - значимый для общества признак, являющийся общим для объединения людей. Малая группа - это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взанмными конгакгами. Малых социальных групп намного больше, чем людей на Земле. В малых социальных группах все люди находятся в непосредственном общении, знакомы друг с другом. 2. Большие и малые социальные группы отличаются по численности участников, а также в больших обществах люди не находятся в прямом контакте, в то время как в малых социальных группах все люди находятся знакомы друг с другом. В первичных группах контакты между её членами отличаются доверительностью, эмоциональностью, носят неформальный характер, а во вторичных группах отношения более отдалённые, они обычно ограничиваются дружеским приветствием. Временные группы быстро возникают и так же быстро распадаются, а члены постоянных групп длительное время общаются между собой. .J. Большие социальные группы: горожанин, школьник, гражданин России. Малая первичная: семья. Малая вторичная: пятиклассник. 4. Понятие общества в широком смысле. Что такое социальная группа? Какие бывают социальные признаки? Признаки больших социальных групп. Признаки малых социальных групп. 5. Сельва может бесконечно поражать учёных. Только в бассейне реки Амазонки насчитывается один мнллнон видов растений, 1800 видов птиц, 2000 видов рыб. Это в десять раз больше, чем во всей Европе. Амазонская сельва - это лёгкие нашей планеты. Благодаря тому, что в латиноамериканских лесах произрастает множество самых разнообразных растений, в атмосферу Земли выделяется огромное количество кислорода, который очищает её от углекислого газа. Люди уничтожают сельву из-за очень красивой, твердой и долговечной красной д~ r ор, т~меб~1 ь ументов, отд~~ 11,_е _е ~ п;п:ь д огих ~, т в полностью ~:~ л е ,ш ы aLJ I ав , л я назвать Человек не может выйти победителем в борьбе с природой, потому что природа - основа жизни, в том числе и самого человека. Человек подчиняется тем же законам, что и вся остальная живая природа. От состояния природы зависит будущее человечества. Если плохо природе, если гибнут деревья, улетают птицы, покидают обжитые места животные, значит, угроза нависла и над человеком. В первобытном обществе люди уважительно относилнсъ к природе, а современный: человек выстроил рукотворный r.шр между собой и окружающей природой. Культура человеческого общества послужила своеобразным барьером к уважительному отношению к природе современного человека. Не все люди современного общества одинаково относятся к культуре, потому что это зависит от уровня освоения достижений цивилнэацнн. Огношение человека к природе зависит от уровня культуры. 6. Ухудшение состояния сельвы, по мненню учёных, приводит к стихнйным бедствия и увеличению количества лесных пожаров. Если будет уничтожен весь лес, то резко уменьшится количество осадков. 7. Мир культуры преобразовывает мир природы. Влияние природы на культуру: состояние флоры и фауны влияет на тип присвоения хозяйства, состояние природных ресурсов определяет характер орудий труда, полезные ископаемые и энергетические ресурсы определяют развитие общества, климат определяет тип одежды, транспорта, жнлища. 8. В словах Маугли заложена биологическая сущность человека. Поскольку человек принадлежит миру живого, у него очень много общего со всеми другими существами. Он, как и всё живое, рождается, развивается, дышит, ест, пьёг, стареет и, увы, умирает. Человек подчиняется тем же законам, что и вся остальная живая природа. От состояния природы зависит будущее человечества. Поннманне родственной связи с растительным и животным миром - необходимое условие сохранения жизни для будущих поколений, т.к. помогает осознать необходимость помочь всему живому на Земле. И в первую очередь, нужно учиться мыслить экологнчно с раннего детства. Для этого родители должны не загрязнять окружающую среду и рационально использовать природные ресурсы. Тот образец «Первые правила в жизни человеческого общества» Вопрос~~~~ ~~ На мой зr , Ан к о е сfция с , эенн х e1V00 н поступки неандерт ц , . 1 ь Yw е тв, т кQi , с ют о жизни человечества. Например, распространение оружия и геррорнзма. Вопросы и за ания (стр~9 - 1 . .N.. Р. ui_o - б а дъя , л ивом к своему пре с ав ел о re ~~дъя~~ ибо. Норма -у ' ~~~~~~~:5 Б. Обычай - это привычный, установившийся порядок поведения, передающийся от отцов к детям. Обычай появнлся на раннем этапе развития общества. Человек знал правила обычая с детства, впитывал их с молоком матери. Правнла совершенствовались по мере развития общества. 2. Нормальная )Ю-[ЗНЬ любого сообщества невозможна, если каждый делает в нём что хочет, поэтому она регулируется правнлами. В сообществе животных «правнла поведению, созданы инстинктом выживания, а люди создают правила поведения осмысленно. Правила, регулируя жизнь человеческого общества, они способствуют его выжнванию. Существует точка зрения, что умение человека договариваться с себе подобными, сейчас Добровольное соблюдение Представители родовой общины даже не могли помыслить нарушить эаведённый когда-то порядок. 4. Правила не убий и не воруй пришли к нам из далёкого прошлого и до сих пор отражаются в текстах законов. Поскольку мир и благополучие - главное желание людей во все времена. :ХОДСТБО С детей к Вопросы ( стр. 98) 1. Удивительно, что взрослые галки всей стаей собирают малышей с прогулки и не успокоятся до тех пор, пока все галчата не окажутся дома. 2. Да, например, общественное разделение. Вопросыl. 98) !. В о ~в ~~а If"'iT сгом в иваиия,а люди оз ш~т р ВI п ее с r н~ U 2. На ь н ь IIO.Be , ник всегда будет хищником, травоядное - всегда травоядным. 3. Стремление к выживанию. 4. Правила являются необходимым условием существования нормального общества, потому что без них каждый будет делать все, что хочет. ~~'Ь""[email protected]Ы Вопрось: · Hf !. C~~cr нDн, р е\Ж, о, вОю л й обществе. c~li.~tы:t~ б нв~е о ен . о ценности и нормы (правила), регулирующие поведение людей с позиций добра и зла. Второе значение слова мораль - это характеристика личности, её моральных качеств и добродетелей: правдивость, доброта. Нормы морали являются универсальными нормами, то есть регулируют почти все человеческие отношения. Основными понятнями морали являются «добро» и «зло». Моральный выбор - решение, принятое человеком на основе норм морали . 2. Соцнальные правила направлены на определение норм поведения людей в общества, а технические правила рассчитаны на грамотное обращение людей с предметами природы, орудиями труда, разлнчнымн гехническимн средствамн. Примеры социальных норм: поступай по опюшению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе; запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного нлн языкового превосходства; народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Примеры технических правнл: инструкции, в которых содержатся правила пользования мобильным телефоном, пьшесосом, электрочайником. .:i. Техническое правило под цифрой 2. 4. Нормы морали Нормы обычая Общее Регулируют поведение людей в обществе; возннклн в результате многовековой практики; являются универсальными нормами; защищались обществом, силой общественного мнения Признаки, свойственные только нор,~1ш11 Признаки, свойственные только норма.~, морали обычая Предусматривает свободу выбора. I Не предусматривает свободы выбора. Изменяются вместе с обществом. Не изменяется во времени. Поддерживались, с одной стороны, всем Поддерживались всем обществом и обществом, а с другой стороны - авторитетом старейшины. совесть~уttе\J:НЫ?-.~~ 5. С приходомСОциаJIЬноrо неравенства и соседской общины обычай перестал регулировать все общественные отношения. Его место заняли нормы морали, превратившиеся в универсальные правила поведення. 6. А Поздравить одноклассницу с днем рождения позже и пойти с другом в театр. Обменять билеты в театр на другую дату и пойти на день рождение одноклассннцы. В первом случае: хорошо - поздравить одноклассницу, плохо - потерять билеты. Во втором случае: хорошо - сохранить билет, плохо - пропуститъ день рождения. Б. Получить помощь от одноклассннцы. Сказать учителю о невыполненном эаланни и сделать позже. В первом случае: хорошо - сделать задание, плохо - обмануть учителя. Во втором случае: хорошо - сказать правду учителю, плохо - не сделать задание вовремя. 7. А Нормы морали предполагают раздумья, связанные с выбором, а выбор этот происходит между добром и злом. Б. Некий гражданин ндёг по улице, вокруг - никого. И вдруг он видит, что прямо под его ногами лежит кошелёк с деньгаt.ш. Допустим, этот гражданин собрался делать ремонт в квартире и, как водится, хочет обновить кое-что из мебели, то есть деньги лншннмн не будуг. И._. о, счастье! Вот они, бери, радуйся! Ведь никого нет, никто не увидит. Но он подумал, подумал и отнёс находку в полицию. Стражи порядка, заглянув в кошелёк, помнмо денег обнаружили визитную карточку и туг же поэвоннли его хозяину. Услышав радостную весть, тот очень обрадовался, так как деньги бьшн собраны его друзьями для того, чтобы он огшатил лечение сына. Вот и выходит, что человек, погерявшнй кошелёк, очень нуждался в деньгах, значительно больше того, кто их нашёл. Отказавшнсъ от выгоды и принеся в жертву собственные интересы, человек поступнл по справедливости, по-доброму, морально. В. Это правнло является основой и ценностью всех отношений между людьми. Представления о добре и зле, возникшне в результате многовековой практики, обобщают опыт всего человечества, полученный в практической деятельности. Примерамн высших норм морали являются норма авторства Фомы Аквинскоrо: ,,Стре1-,шться к добру, избегать зла" 8 :~стннная~морш;;w- это пртояв;енн~~~;она,т.:;;~ой '~еягел~~~ст~н~: со:л:е:~:~ эво и с~ у:fщц, на и в . ш@м так и на гр ,. р оо otdo1. Q Воп!роr; д /0\е иe~rnf'IX п~вw·оо ш 2. JЬо П п ТО. И 3. Зевц_нщu:ШDJс.Uа во - . иQр а, · - х , коварство, зависть, заносчивость, предательство. После получения Пандорой даров Афродита назвала её чудовищем, потому что свойства её характера не соответствуют Вопросы (стр. 14) !. 2. 4. ~:п~росы Вопрос (с Чтобы ш· установленное государством письменное, обязательное для всех правнло, регулирующее наиболее значимые общественные отношения. Правнло, опирающееся на силу государства, означает, что государство не только защищает законы, но создает их. Снла государства - стражники (милиция, полиция и т.д.), суды, тюрьмы. Законы должны соблюдать все. Среди отношений между людьми правоотношения наиболее значимы и важны. Примеры законов: Конституция, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Семейный кодекс, Федеральный закон <<06 образованию>. 2. А. Появление частной собственности, возникновение неравенства среди людей и зарождение государств. Б. В обстоятельствах, изменившнхся до неузнаваемости, отношения между людьми становнлисъ всё более напряжёнными. Появилась необходимость защищать права собственников имущества. Кроме того, понятия «собственность» и «впасть» сильно переrшелнсь. Ведь чем большей собственностью владел человек, тем снльнее бьшо его господство над людьми, которые от него зависели. В. Культурный прорыв человечества - новые достижения в общественных отношениях. Появление законов знаменовало великий культурный прорыв человечества. С их помощью люди научились соблюдать обязательные для всех нормы поведения, мирно решать споры и конфликты. Ещё законы обеспечивают сгабнльностъ в обществе: благодаря им люди могуг быть уверенными в завтрашнем дне. размьшшеннй. За нарушение способа поведения. I внде. следует I За нарушенне следует За нарушение наказывает общественное осуждение. I общественное осуждение. I государство. Обращена ко всем людям I Обязательно к выполнению независимо от их достатка, возраста, должности. От занимаемой всеми жителями страны Защищается силой государства. нарушения I Возникло вместе появлением государства. Основные понятия - I Изменяется со временем. «добро» и <<ЗЛО>:>. Регулируют общественные отношения. 4. А. Закон очертил границы собственной свободы человека и тем самым отделил его свободу от свободы других людей. Б. Закон - в правление Петра 1, т.к. это правнло было установлено государством в письменной форме для обязательного нсполнения. Обычай - после правления Петра 1, т.к. правнло уже не было официально соразмерным и справедливым. Вопрось~~~ ~00 1. П , , Лаамо ~6Н о.трщце ОМУ, уду, ЧТОБ перв I ц в ци utdp ос ь М р . U 2. На - , а м и с)р'о , от ,f яатрнваюг казнь. порождает идею справедливости. 5. Н~· ~,ffiH ~ер О~ар Ур~- аЮ!~Ю мО• овреМСННО но ia, 1щ:~ и т е ~з т юде н н 1 г, , властных и без ь - о а о k6 е 1. Q Воп1роr;;~•;••:~ииякт:л•7~е2 л тр!е. ~~~~12~? ых большие ы зн 19>тр у: Об а i{, Социальные группы - это объединения людей, имеющие общий, значимый для общества признак. 2. А. Жители одной страны объединены в группу по признаку принадлежности к государству. Это признак является значимым, т.к. общий для всех представителей группы. Б. Большие и малые социальные группы отличаются по численности участников, а также в больших обществах люди не находятся в прямом контакте, в то время как в малых социальных группах все mоди находятся знакомы друг с другом. В первичных группах контакты между её членами отличаются доверительностью, эмоциональностью, носят неформальный характер, а во вторичных группах отношения более отдалённые, они обычно ограничиваются дружеским приветствием. Временные группы быстро возникают и так же быстро распадаются, а члены постоянных групп длительное время общаются между собой. Большие социальные группы: горожанин, школьник, гражданин России. Малая первичная: семья. Малая вторичная: пятиклассник. В. Нормы обычая Нормы морали Нормы закона 3. 4. 5. 7 2, 3, 7, 8, 11. 14, 15 1. 4. 6. 9. 10. 12. 13 .-, . Принадлежность к большой социальной группе - Земляне. 4. Наполеон, Ленин, Сталин оказывали реальное воздействие на общество и на его изменение в условиях подчинения человека законам большинства . 6. Необходимо на государственном уровне пропагандировать нравственные понятия, такие как честь, искренность, добро, скромность, доброжелательность и другие. Обеспечить проникновение в СМИ более высоких, более нравственных, прекрасных образцов искусства и культуры, которые должны постепенно вытеснить попшость, грубость и наснлне из сознания народа. 7. Четыре социальные группы: друзья, посетители театра, пассажиры автобуса, семья. Временные группы (быстро возникают и также быстро распадаются): посетители театра, пассажиры автобуса. Малые первичные (прямой контакт, доверительные и эмоциональные контакты, неформальный характер отношений): друзья, семья. Соседка Ксении (нормы обычая - выполняется без размышлений); сидевпшй сзади мужчина, Ксения и Рита нарушнлн нормы морали (от нарушения останавливает совесть). Господин, сидевший впереди, вёл себя в соответствии с принятыми в современном обществе нормамн. Он проявил такую черту характера, как вежливость, а остальные - невежество. 8. В зависимости от собственных моральных качеств, от уровня своей личной культуры человек осуществляет моральный выбор. Аморального человека от совершения зла подчас не останавливает даже страх. Скажем, в Средние века в городах Западной Европы вору за совершение кражи нередко отрубали руку, причём казнь осуществлялась на площади, при большом скогшенни народа. Так животным по силе и скорости бега. Мозг человека больше по объемам, в его Вопросы~129-130) !. к сиь·,,z д~~в~ а~шир~' '/«\, деж, под руку дев евыс к г с , щ)~о 1е з аkшеи р нюю часть её r., а· о ль. N глазамн и мягкнмн курчавыми волосами. Он говорил по-русски так, что, даже не видя его лица, можно бьшо по одному звуку его голоса почувствовать, что он улыбается. 2. К !ФЩ~ ~ пр наказ овог з а ю о re я по сти , сти лишь и 6lщь r. , курч в 1е в л<@. , ласковое I гз кlde в заны {) вет оло, и какими-либо другими физическими характеристиками человека. .) . В описании нового знакомого больше тех признаков, что определяются другими св:вm· ов~. ~~~уют~овеке,иа ос J!O ос е - а 'ПС а миг я 'мс - и[... - 4. :: н . , ав а щ _' а L) е которын ~~~~Ш~о@@Ш Вспомните (стр. 137) 1. Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых к~. оз~ен ~веоп ед ён~,~· 2. В ТЛ АО ЦЩ1I р IЬ СОСТ И cbl. ( .}} ЖИВОТНЫХ бес е р ~ е в!d:а [email protected]:> о оз ш'?г' е- ление шт предмет, служит его знаком . .:i. Эмоции, мимика, жесты. Вопросы ( стр. 16) 1. Согласно мифу древних майя, человека сотворили Создательница - Великая Мать и~во е -Велики~- 2. П ~ ОБ 6 • Н З ~I. И 11 3. ~~; ч~ о и з а~с т та@@~лились бы 4. Две версии происхождения человека имеют общую черту - человека сотворилн перволюди из природных материалов. Вопросы и задания (стршlЗ - I) !. ~~~llJt ть rус~ти ~еляют его Вр~~е -Ш.к~~~~ООговорят о темпераменте, имеют в виду реакцию человека на какие-то внешние обстоятельства, её силу и скорость. Кроме того, темперамент включает такие характеристики, как впечатлительность и эмоциональная возбудимость. О том, что люди оглнчаюгся друг от друга темпераментом, бьшо известно ещё древним грекам. Выделяют четыре вида темперамента: сангвиники, флегматики, меланхолики, холерики. 2. Первым выделил темпераменты людей - Гиппократ. Выделяют четыре вида темперамента: сангвнннкн, флегматики, меланхолики, холерики. Сангвиники - энергичны, жизнерадостны, легко приспосабливаются к разным условиям, стойка встречают трудности. Холерики - подвижные, легковозбудимые люди, которые с радостью и энтузиазмом берутся за любое дело, но из-за порывистости, недостатка усидчивости о отсугствия терпения крайне редко доводят начатое до конца. Флегматики - люди уравновешенные, не только спокойно реагирующие на всевозможные раздражители, но и способные стойко сопротивляться всяким невзгодам. Меланхолики - чувственные люди, часто поддающиеся rрусти. Они застенчивы и робки. Ещё одно отличие человека от животных и человека от человека связано с мозгом. Человеческий мозг отличается от мозга жнвотных тем, что у животных лишь одно полушарие, а у человека - два. По замыслу природы эти полушария решают разные задачи: левое отвечает за мышление и логику, а правое позволяет ориентироваться на местности, дает возможность воспринимать музыку. на ,~J;,,.J~дe нлн в числа, решение математических задач, I лесу, возможность воспринимать музыку, обеспечение способности к письму, чувствовать её, наслаждаться звуками, чгенню и владению иностранными способность к изобразительному языками, возможность понимать искусству, мечтание, фантазирование, буквальный смысл слов. сочинение разных историй. На мой взгляд, оба полушария важны, т.к. наш мозг работает как единое целое и информация из одного полушария моментально передается в другое по широкому пучку соединяющих их нервных волокон. Что такое темперамент. Виды темпераментов. Правое и левое полушария. 4. Лариса - холерик (подвнжная, леrковозбудимая, с радостью и энтузиазмом берется за любое дело. Но из-за порывистости, недостатка усидчивости отсутствия терпения крайне редко доводят начатое до конца, настроение меняется так же часто, как погода осенью). Черты отличия Стойко воспринимает трудности I Не способен на долгую дружбу Любит и умеет трудиться, доводит до Легко обзаводится друзьями «Характер человека» Вспомните (стр. 142) Впоня~и~.ш ч mка ~щrrп иро~ку ~а. [bl Вопросы 1 2). U Честность -о е, , о о мРrо не, 6 с@ ти r.: ос пе, осердечие, доверчивость, общительность, тактичность, двуличность, эамкнугостъ, грубость, жестокость, завистливость, злобность, лживость, надменность. Вспомннlе с 1147 Сан_:вин ·и PI ~~, ~рнс~~условням, ;::;:с:7ч_ ~~~o~~uu 1. Переизбыток заботы сделал мальчика трусливым, нерешительным, неуверенным в 'wм!С~t::!·чр~~ : ~~:.~l.~~ r!;"~ ~~®ш учась на 4. На качества характера помимо воспнтання влияют друзьях, одноклассники и в~ ояте~. ~~ 5. ф ~ Hf Т " етЛ~еIЬ Т , t.:,И I ые нормы ~~;о ш ч ~к к' к ~а r~~e '\ се . а е моральных человека, I!f!xL способах .~~~ошение к окружающему миру. Психические свойства - индивидуальные особенности психики человека, проявляющиеся в отношении его к действительности и соответствующих формах. 2. Группа черт характера Черты характера Показывающие Честность, великодушие, доброта, миролюбие, отношение человека к I бескорыстие, милосердие, мягкосердечие, доверчивость, другим людям общительность, тактичность, двуличность, эамкнугостъ, грубость, жестокость, завистливость, злобность, лживость, надменность Связанные с отношением I Ответственность, человека к труду добросовестность, днсциплннированностъ, надёжность, изобретательность, исполнительность, усидчивость, необязательность, неусидчивость, безалаберность, легкомыслие, ленивость, безынициативность Характеризуют I Аккуратность, щедрость, бережливость, практичность, отношение человека к хозяйственность, неряпшивость, прнжнмистостъ, скупость, собственности, к своим расчетливость, мелочность или чужим вещам Связанные с отношением I Гордость, кротость, мнительность, надменность, человека к самому себе непрнхогливостъ, развязность, ранимость, самовлюбленность, самодовольство, самокрнтичность, бялюбие, .:i. На качества характера влияют не только родители, друзья, одноклассники и внешние обстоятельства, но и большей частью са.111 человек. Он может самосгоягельно развить и rшохие, и хорошие качества. Это зависит от того, какие моральные нормы усвоил человек, какие из них он посчитал ценными для себя, а также от моральных норм и ценностей, признанных в обществе. 4. Отношение человека к другим людям - чугкость, отзывчивость, справедливость. Отношение человека к труду - настойчивость, актнвностъ, трудолюбие. Отношение человека к собственности, к своим нли чужим вещам - опрятность, халатность, небрежность. Отношение человека к самому себе - тщеславие, заносчивость, эгоизм. Борьба с петербургским обществом формирует в Евгении Онегине такие качества, как разочарованность в жизни, эгоизм, индивидуализм. Мальчик Вася из семьи, занимающей высокое общественное положение в городке, где происходит действие, сын судьи, подружился с детьми из «дурного общества» - отверженными, бездомными, находящими пропитание воровством, - Валеком н Марусей. Он сумел своим чистым детским сердцем принять чужую боль и страданне. И именно эта «странная» дружба помогла Васе найти взаимопонимание с отцом. Благодаря этой дружбе впоследствии Вася и Соня (его младшая сестра) выросли порядочными людьми, с уважением относящимися к любому Человеку. 5. У сангвиникам следует бьrrь более тактичным, холернкам - более усидчнвыми, флегматикам - восприимчивее, меланхоликам - менее чувствительным . Вопросы (стр. 153-154) !. В~ дв н~!\Пf\еJ н~йств~- е т~н е ст, авливался пере р Jiм. о ш, с~ ч о у.._ е oikute рямота и при и ал ось. U 2. Несмотря на врожденную склонность к болезням, Суворов благодаря настойчивости и целеустремленности не проиграл ни одного сражения. ЭЩП1~ьн~rй~к, с~ь ~.,.--,,. я;п n с с .Ж нkkoa«t, I, ОБО в я, жал о мне с. Бедные вы, бедные ЛЮДш,.И она права: её ровесники бедны не только по образу жизни (отсугствие интересов, пустое Вопросы (стр. 155) человек можно определить отношение человека к другим людям. Вопросы~lбО-161) ; ;е6 О а :;~f'к~$:,~Й ОГгJ(д)ч внимание тол ' ш~и~е~~L~~~СШIИСЬ к Иленьке, потому что он был сыном бедного иностранца и внешне красив. Иленька с робкой улыбкой удивления поглядывал на остальных мальчиков, и когда ему предлагали попробовать то же, отказывался, говоря, что у него совсем нет силы. На мой взгляд, Иленька не веселнлся вместе со всеми, потому что чувствовал недоброжелательное отношение по отношению к себе со стороны остальных ребят. Иленька не обязан бьш делать то, что делали другие мальчики. Однако, оказавшись в компании ребят, он должен бьш вести себя так, как прнняго у них . .J. Иленька бьш очень услужливый, тихий и добрый, бедно одетый. 4. Под воздействием эмоций Иленьки Николенька почувствовал сострадание к нему, однако, это чувство бьшо столь непродолжительно, поскольку желание казаться перед остальным таким же молодцом перебороло его. 5. Николенька - маленький десятилетний мальчик с добрым, чуткнм сердцем, живой и впечатлительной душой. Серёжа Ивин чувствовал свою власть над остальным и бессознательно, но тнранически употреблял её в детских отношениях. ~ ~~нfI'{oc~~r ~: пос~~остшrгь за 1у~~к~ ~н'-&J Gв~~~ Иленьке Грапу, потому что взглянул на это ситуацию не со стороны ребенка, с легкостью поддающемуся воздействию, а со стороны взрослого высококультурного человека. В детстве Николенька не мог сообразить того, что бедняжка плакал, верно, не столько от физической боли, сколько от той мысли, что пять мальчиков, которые, может быть, нравились ему, без всякой причины, все согласились ненавидеть его. Отношение к Серёже стало тёмным пятном в воспоминаниях Николеньки Иргеньева, потому что со временем его присугствие уже не возбуждало страха огорчить его. Николенька, осознал, что безропотное подчинение Серёже Ивину заглушало прекрасное чувство сострадания. Николеньке Иртеньеву присуще чувство сострадания, которое с возрастом только преувеличивалось. Мораль и ум тесно связаны, об этом свидетельствуют последние три абзаца из представленного отрывка. Только, обретя опыт, Николенька смог пересмотреть свое отношение к другим людям. 9. Буккер высказывает мысль о том, что человек, унижая кого-либо, в первую очередь ~'~';;б':~'т : c~Ilfбя. То:ьк~он:,:шбь~rе, не~,:;::@т;то;:~~а;:р:::~ «д 0) ai_ К , Т бv Д осльвцс (~eJ~r над та I и гем. О Вопросы (стр. 164) !Ми~иmи,~ 2 р 11.ь со д PerfT еr5род~1 C?3'ia :ч культуры созд ове ~ и по eit_siп е л еА U Вопросы U Обычай, мораль, закон. Вопросы3за ания (стр~l - 9) !. и ·1mc~ - ;Т'~Р~~деляющих : оштv~ ~r:::J Q~о~;~~ужливый, тихнй и добрый, бедно одетый. Антнинднвидуальностъ - привлечение внимания внешним видом и поведением, оскорбляющими принятые в современном обществе нормы. Например, некоторые люди плюют в присутствии других, сморкаются без носового платка прямо на асфальт, громко и вызывающе смеются, разговаривают, используя бранные слова, напиваются до потери сознания. Настоящая индивидуальность - честный и объективный взгляд на самого себя. Например, А.С. Пушкин и Фаина Раневская. Самопоэнание - изучения себя. Например, человек в подростковом возрасте начинает осознанно постигать себя: свои психические особенности, черты своего характера, внешние данные. Человек анализирует то, что слышит о себе от других людей, сравнивает себя с ними, причём не только с теми, кто его окружает, но и с героямн книг, кннофнльмов. Он соотносит своё поведение с существующими в своём обществе нормами. Самооценка - анализ точек зрения разных людей. Главное, не занижать собственные достоинства и не преувеличивать недостатки или наоборот. В противном случае может развиваться либо комплекс неполноценности, лнбо завышенное самомнение. И то, и другое - плохо. 2 Причины Что или кто конкретно оказывает влияние Природные особенности человека Внешний вид, психические особенности Жизнь и воспитание в I Уровень культуры, который включает степень образованности, манеру общения, отношение к другим людям. Он также определяется речью, отношением к бьrrу, обычаями и нравственными нормами, принятыми в семье. Уровень достатка семьи Место проживания Маленький город, посёлок, деревня, мегаполис Страна проживания История, культура. уровень развития, господствующие в обществе нравы Окружение Друзья, одноклассники, соседи, учителя и другие люди Цель самопознания Что должно быть познано Способы самопознания Изучения себя I Надо рассмотреть свои качества с точки I Осознанное постижение зрения современной культуры, то есть себя, верная самооценка, какими они должны быть, чтобы анализ мнения других так и хорошие оглнчня. Необходимо проанализировать то, что о тебе думают другие люди, как они к тебе опюсятся, какие замечания ты от них слышишь в свой адрес . .:i. Природные особенности человека, жизнь и воспитание в семье, место проживания, страна проживания, окружение. Люди забывают о том, что самое главное отличие человека от животного состоит в том, что он субъект, создатель культуры, в том числе и своей собственной. Человек, изучая себя, оценивает разные качества, когорымн он обладает, составляет самооценку. Оценив свои минусы, нужно попробовать их исправить, а достоинства обязательно совершенствовать так, чтобы они засверкали, как алмаз в короне. 4. Люди забывают о том, что самое главное отличие человека от животного состоит в том, что он субъект, создатель культуры, в том числе и своей собственной. Упадок культуры, вследствие отсутствия критического самостоятельного . мышления. 5. Культура человека - знания, чувства и умения, лежащие в основе жизни человека; культура поведения, культура непосредственного контакта, общения с людьми, с окружающей средой. Презентабельный внешний вид, ответственность, доброта, прирожденная вежливость, великодушие, искренность, сила воли и уменне владеть собой, уверенность в себе, саморазвитие, сотрудничество с людьми, преданность родной стране и ее культуре . Культура человека зависит от природных особенностей человека, жизни и воспитание, места проживания, страны проживания, окружения. Научные знания лежат в основе поведения. Человек анализирует то, что слышит о себе от других людей, сравнивает себя с ними, причём не только с гемн, кто его окружает, но и с героями книг, кннофнльмов. Он соотносит своё поведение с существующими в своём обществе нормами. 6. Судьбу не возможно предугадать, её можно изменить. Я согласна с данным мнением, поскольку человек стремится улучшить свою жизнь, сделать её красивее, Культура - это всё то, что создано человеком. Вопросы (стр. 170) 1. Обычай, мораль, закон. 2. Правила, регулируя жизнь человеческого общества, способствуют его выживанию. 3. Нормальная жизнь любого сообщества невозможна, если каждый делает в нём что хочет, поэтому она регулируется правнлами. 1 ;~~р~~'о@@~ почти все 6. Мораль Право Создана обществом. Создано государством Предполагает выбор способа поведения. I Существует в письменном виде. За нарушение следует общественное За нарушение наказывает государство. осуждение. Обращена ко всем людям независимо от их Обязательно к выполнению всеми Вопросы (стр. 172-173) 1. Спартак - гладиатор. 2. Тревога и мучительное ожидание. 3. Спартак возглавил восстание, желая дать свободу другим рабам, но его постигла 4 ;~л; ~~зн~Гi\ Wслед,(.;;;J~в ~ствия. Он сов о з вь , 4!а11 ~~ . ~насколько важ ч века, тел подарить ее другим ра ам. 5. Спартак сам выбрал этот пугь, то и винить ему некого. Ответственность за то, что его жизнь закончилась именно так, а не иначе, лежит на нём, и только на нём. 6. Свобода- это границы возможностей. гибелью, м пугь: он Вопросыизадания(стр~l7 - О) !. С~а~т сп С О Т~lт',0 ~а ИВИ~Ьl"'fТ ~от ствии со свои н м! 11 ж а ~ш e~f . d.Jфт 01 ~ добивается пос е ра neJ- и х · · наковых границ свободы. 2. Наличие цели (Спартак желала дать свободу сотням, даже тысячам других рабов); возможность самостоятельно определять пути достижения цели (Спартак сам принял решение и возглавнл восстание); наличие выбора (должны существовать разные варианты поступка - Спартак мог вернугься на родину илн найти какойнибудь другой пугь для достижения цели); наличие ответственности ( ответственность за то, что жизнь Спартака закончилась именно так, а не иначе, лежит только на нём). .:i. Равенство - определенное общественное состояние, обеспечивающее единых условия для всех, а равноправие - официально признанное равенство граждан перед законом. Каждый человек имеет свои задатки, свой темперамент, свой характер. В законах должны быть закреплены права человека, на которые никто посягать не может - ни другой человек, ин общество, ни государство. 4. Правила регулируют совместную жизнь в обществе, состоящем из самых разных темпераментов, характеров, привычек. Закон - общеобязателен. 5. В первобытном обществе человек практически не имел свободы: вся его жизнь бьша подчинена обществу, и общество безраздельно распоряжалось этой жизнью. Границы свободы расширнлнсь с появлением собственности, но и они зависели от С~. m·I OJ Ь е С С~ННО И - тем ЛЬШ ев ДЬ. Человек, об ,а йдб л с efi\o .11 г праш @ш , о осяrать на сво д в пk' е о а, aQ: при , ра , и бладал в значительно меньшен степени например, крестьяне). И это было закреплено в законах. Подобное положение сохранялось очень долго. Люди, чья свобода бьша ущемлена, поднимали восстания, уходили в леса, грабили богатых и раздавали их имущество бедным. И только спустя столетия, в ХVП веке, великие учёные сформулировали идею прав человека. В XVIII веке жнгелн новых земель в Америке, которые Англия считала своими, поднялись на Войну за независимость. Завоевав свободу, граждане созданного государства, которое они назвали Соединенные Штаты Америки, приняли в 1776 году важный документ - Декларацию независимости. В ней впервые в истории были провозглашены права, когорыми должны обладать граждане. Вслед за США права человека бьши провозглашены во Франции. Однако дело дальше не попшо, н всё оставалось только на бумаге. И лишь в 9148 году бьш принят международный документ, касающийся всех жителей планеты. С тех пор в законах многих государств были закреплены права человека. 6. Русский философ высказывает мысль о взаимосвязи прав и обязанностей. Я согласен(-на) с данным высказыванием. Международные документы дают детям и взрослым много прав, но людям позволяется делать далеко не все. Реализуя свои права, человек не может действовать наперекор интересам других или ограничивать их права. Немало примеров, когда человек с высоким социально-политическим статусом, обл ающий опрi]ым набор~юшеi" ~~Кг1Щформации, и о з и во е б ~и о v р ву. n Сво о оАъ о ан ве:rс Р. й, к г, а ~ осн а r а е, п ядок о есть ~с о а о · Ш!ШЦ9J. 8001pocы(crp~~l8l~IS~)~1 ~с и~е ~р Тf'Ч'С п нзнанне за чел е о ~о е н ти тс1Еlш r в а ьПQ.9 о и человека к сам м ебе 2. Уважать достоинства и права других людей. 3. Жизнь, свободу и личную неприкосновенностъ, поскольку они принадлежат человеку по факту рождения. 4. Во второй статье Декларации говорится о запрете дискрнминацин. Эта статья обеспечивает равноправие. 5. Статьи четвёртая и пятая конкретизируют статью третью. 6. Статья седьмая. 7. Понятие «свобода» конкретизируют статьи 12, 18 и 19 Декларации. Неприкосновенны свобода мысли, совести, религии, убеждений и свободного их ~~ан$2 ~кла ацни. Прн - , I~( о отlжJи д е г ся только ьМ I · в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическим обществе. 9. Я соrласен(-на) с тем, что развитие личности возможно только в обществе. Поскольку личность - это субъект социокультурной жизни и носитель индивидуальности, раскрывающейся в процессе общественных опюшений. 10. Международные документы дают детям и взрослым много прав, но людям позволяется делать далеко не все. Реализуя свои права, человек не может действовать наперекор ингересам других ИШ1 ограничнватъ их права. Свобода т~в;ан~~·,~~об , ч ~ на ,в , ЧР к е ь f:Ци с п в и о а с Обя а т ч е - . иЬlо ее а н нал . 8. О Современное понимание человека. Уже в XVI веке до н.э. египтяне искали способы лечения болезней и заботились о больных. В частности, существовали школы, где жрецы обучали слепых людей музыке, пению, стихосложению, массажу. В античной Греции к людям с недугами относились плохо. Но было одно исключение - это слепые. Для них создавались специальные программы обучения, и они могли рассчитывать на денежную помощь от государства. Пропши века. В Европе угверждалась новая религия - христианство. Она рассматривала физические изъяны человека как наказание за совершенные грехи. Тем не .менее отношение к людям с огрвннченными возможностями стало мало-помалу изменяться. Примерно в ПI-IV веках в некоторых монастырях им начали оказывать помощь. Спустя столетие появнлнсь подвижники, которые добровольно поддерживали людей, терпящих лишення из-за недугов и увечий. В XII-XIII веках количество приютов, оказывающих помощь людям с фнзнческнми недугами, быстро увеличивалось. 2. В буквальном переводе с латинского слово «ннвалнд» означает «слабый», этим словом обозначается. Ценность человека - в том, что он несёг людям. И вот здесь люди, испытывающие проблемы со здоровьем, не только ни в чём не уступают тем, у кого всё в порядке с ногами, руками, глазами, но и во многом превосходят их. .:i. Своим трудом, талантом, энергией, своими велнкнми достижениями, пополняющими копилку человеческой культуры, эти люди демонстрируют не только безграничность, но и неисчерпаемость возможностей существа по имени человек. Гениальную музыку подарил человечеству великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен, полностью потерявший слух к 44 годам. По мнению автора цитаты, у людей с ограниченными возможностями существует дополнительная проблема в обеспечении равноправия. Потому что многие недооценивают их возможности. Своей жизнью люди с ограниченными возможностями вселяют в каждого человека уверенность, что с потерей здоровья ~198 с и@а ш, 0Ш"l't" 2tпo~a"r"'I J]o тв школу в рез л т е~а о ев ия Ч!Jr а I 1. U 2. Сло а> а ' Оь н I юдям, но никак не к нему. Однако ему всё чаще приходилось слышать, как его называют калекой, и он в конце концов вынужден бьш признать, что подходит под это определение. .:i. По мнению взрослых, на Алана надвигается какая-то неведомая беда, а не которых при виде его вздрагиват:ш. 4. Присущее детям чувство юмора не стеснено, как у взрослых, понятнями такта и хорошего вкуса. Дети часто смеялись, видя Алана на костылях, а когда ему случалось падать раздражались весёлымн возгласами. Он присоединялся к их туда, куда им нужно, точно так же, как и здоровые дети, бегающие по лужайке нли идущие по улице. Алана радует, что для детей нет никакой разницы между хромым и здоровым человеком. Алана огорчает, когда удается распознавать взгляды людей, не умеющих скрывать свои чувства. Алан хотел, что с ним обращались на равных. 6. Люди с ограннченнымн возможностями хотят равного отношения по отношению с теми, чьи возможности не ограннчены. 7. Автор четверостишья сильный человек, поскольку он осознано принял свой недуг. Жизненная позиция автора четверостипшя и Алана сходна в том, что обиды не главная участь людей с ограниченными возможностями. Люди с ограннченными -дям. Они «Без помощи друг друга нет надежды для нас ... N Вопросы (стр. 200) !. 2. общении с людьми человек познаёг чувства Вопросьl_~Оl ; ~о:о,йь •та (pl~- V, ~~(о)~то обыч~ сп , ~j~t~e~~~~~и родовои общины даже не могли помыслить нарушить заведённый когда-то порядок. 3. Рm~ш~СЛе~аj!,Т-\'--еКа бЬШИ пp\,~Eвct1r.!l', ~ . ~д ак е O д ь толь о н I и вl91 о, ь~ кас · :LOO r. пор' в закреплены права человека. Уже в XVI веке до н.э. египтяне некали способы лечения болезней и заботились о больных. В частности, существовали школы, где жрецы обучали слепых людей музыке, пению, стихосложению, массажу. В античной Греции к людям с недугами относились плохо. Но бьшо одно исключение - это слепые. Для них создавались специальные программы обучения, и они могли рассчитывать на денежную помощь от государства. Прошли века. В Европе уrверждалась новая религия - христианство. Она рассматривала физические изъяны человека как наказание за совершенные грехи. Тем не менее отношение к людям с ограниченными возможностями стало мало-помалу изменяться. Примерно в Ш-IV веках в некоторых монастырях им начали оказывать помощь. Спустя столетие появились подвижники, которые добровольно поддерживали людей, терпящих лишения нз-за недугов и увечий. В XII-XIII веках количество приютов, оказывающих помощь людям с физическими недугами, быстро увеличивалось. .J. Причины непохожести людей и животных: природные особенности. Причины непохожести людей из-за жизни в обществе: семья, место проживания, страна проживання, окружение. Свобода помогает добиваться поставленных перед собой целей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей. Права человека обеспечивают свободу в личной жизни. Равенство - определенное общественное состояние, обеспечивающее единых условия для всех, а равноправие - официально признанное равенство граждан перед законом. Жизнь, свободу и личную неприкосновенность, поскольку они принадлежат человеку по факту рождения. В прошлом жизнь общины поддерживалась за счёг коллективного труда, поэтому люди с ограниченными возможности становились «обузой», что приводило к жестокому отношению к ним. Ценность человека - в том, что он несёт людям. И вот здесь люди, испытывающие проблемы со здоровьем, не только ни в чём не уступают тем, у кого всё в порядке с ногами, руками, глазами, но и во многом превосходят их. Своим трудом, талантом, энергией, своими великнми достижениями, пополняющими копилку человеческой культуры, эти люди демонстрируют не только безграничность, но и неисчерпаемость возможностей существа по имени человек. В первобытном обществе жизнедеятельность поддерживалась за счет коллективного труда, поэтому у людей не бьшо частной жизни. Частная жизнь, позволившая человеку оставаться в кругу близких людей, семьи нли же наедине с самнм собой, ускорнла развитие культуры. 4. Великий немецкий компоэнгор подарил человечеству гениальную музыку Людвиг ван Бетховен, полностью потерявший слух к 44 годам. Благотворительный фонд помощи детям с онкогемагологическимн и иными тяжелыми заболеваниями «Подари жнзнь». Создан в 2006 году по инициативе Галины Чаликовой, которая стала его первым директором, при сотрудничестве волонтеров и врачей Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева (ФНКЦ ДГОИ). Учредителями фонда являются актрисы Дина Корзун и Чулпан Хамагова. В 2016 году фонд собрал 2 млрд 104 млн 299 тыс. рублей. 5. Будничные радости и горести - учеба в школе, важные события - день рождения близких людей, влечения, глубоко затрагивающие интересы - человек решнл заняться плаванием, исполнение решений - заниматься каждое yrpo зарядкой. Сангвиники легко приспосабливаются к разным условиям, меланхолики - чувствительные, холерики - легковозбудимые, флегматики - способны стойко сопротивляться невзгодам. Я согласен(-на) с учёным, т.к. он вьщелил лучшие черты характера представителей разных темпераментов. Трудолюбивый, как сангвиник. Чувствительный, как меланхолик. Леrковозбудимый, как холерик. Стойко сопротивляющийся невзгодам, как флегматик. По Конфуцию: ничтожный человек ищет оправдание своим: поступкам в других, а благородный - принимает свои поступки таковыми какие они есть. По Капабланке: для того, чтобы добиться успеха, человек должен исправлять свои ошибки. Я соrласен(-на) с авторамн афоризмов. Человек, изучая себя, оценивает разные качества, которыми он обладает, составляет самооценку. Оценив свои минусы, нужно попробовать их исправить, а достоинства обязательно совершенствовать так, чтобы они засверкали, как алмаз в короне. Настоящая индивидуальность - честный и объективный взгляд на самого себя. Какого же человека можно назвать культурным? На мой взгляд, этот человек, в первую очередь, должен быть воспитанным. То есть он должен не только усвоить правила поведения, но и постоянно стремиться к совершенствованию, следить за :о~бой, св~оей реч;~ю и пост;gtк~ш. К~~ль;;ны: ч:;:;•~к до~:жен б:ь еr:;ё и з'7.:~~: Ку riti_ ел в - эт ~ ве осве е н ~ н п т~ стремигся поз с er о.Ьlле ~ и тв . п ::#t1)t : .д. Задание (стр. 216) Мораль - честность, аккуратность, великодушие, доброта, миролюбие, бескорыстие, Вопросы ( стр. 21 7) мире, осознать, что никого вокруг нет и никогда не будет. .:i. На мой взгляд, научные знания не нужны мальчику, т.к. без общества он не сможет применить их на практике, а также передать свои знания другим. 4. Нарисовать картину нлн слепить 'По-то. 5. На мой взгляд, этой семье не интересно пугешествоватъ, поскольку посещение всех замечательных городов и красивейших мест имеет смысл только тогда, когда есть бедами. 8. Герои потеряли возможность общаться, а обрели одиночество. Этот обмен неравноценный, поскольку жить среди людей не только естественно, но и необходимо для человека. 9. Они не стали счастливыми (например, «серьезные глаза отца подозрительно блестели и по одной щеке тянулась влажная дорожка»). 10. Общение - основа деятельности. Обретение опыта. Удовлетворение одной из Вопросы и задания ( стр. 27) 1. Биосоциальное, т.е. не только живое, но ещё и общественное. К биосоциальным можно отнести муравьев, ос, пчел, гермнгов, шмелей и некоторых других общественных животных. 2. Жнтъ вместе С се~е 0НШЫМН ЖН~ЩеСТ~О o@Ji· НпП· КО ЛЮДЯМ. or е - во ы с бF\е в i,, • о и ас ч . ~ и r. кенгуру, и СЛО , ыft.1. О !,И I ~11!,t-' Н И ,:pyPJ_f U А. QQJш:tool:шutи о е рпg:ш.Ьсtей. Б. В общении с людьми человек познаёт чувства. 4. Все большие и маленькие человеческие радости связаны с другими людьми: получнл хорошую отметку, за которую похвалила мама; сделал добро подруге I-ШИ другу; услышал по телевизору хорошую новость.